Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Согласно части 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Уровень общего образования
Дошкольное образование
Нормативный срок обучения
От 4 до 6 лет
Форма обучения
Очная
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам
15 воспитанников
Язык обучения
Русский
Режим работы
5-дневная неделя с 10-часовым фактическим пребыванием детей в группе – с 8.00 до 18.00
Наименование реализуемых образовательных программ
Основная образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного образования (срок реализации 6 лет)
Образовательная программа дошкольного образования - презентация
Календарный учебный график деятельности дошкольной группы на 2020 – 2021 учебный год
Учебный план на 2020 – 2021 учебный год дошкольная группа
План методической работы на 2020 – 2021 учебный год дошкольная группа
Анализ методической работы за 2019 – 2020 учебный год дошкольная группа
Режим дня и циклограмма ежедневной образовательной деятельности младшей подгруппы
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно ст.23 п. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» основной целью деятельности дошкольной образовательной организации является её образовательная деятельность по образовательным программа дошкольного образования (далее - Программа) , присмотр и уход за детьми.
Программа разработана согласно ст. 12 п.6 ФЗ «Об образовании в РФ» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384 , с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования « Детство» ( далее - ПОП ДО « Детство»).
Программа (согласно п. 2.3. ФГОС ДО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а так же организационно – педагогические условия (согласно ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Программа ( согласно п. 2.4. ФГОС ДО) направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, в него входит:
- описание образовательной деятельности ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды, особенности кадровых и финансовых условий реализации Программы.
Обязательная часть Программы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие (согласно п. 2.6. ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО).
Объём обязательной части Программы не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (согласно п. 2.10. ФГОС ДО).
В Программу включены следующие парциальные образовательные Программы и авторские методики для наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений:
- Парциальная образовательная программа И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой «Ладушки», модуль - "Музыка";
- Парциальная образовательная программа (авторская) « У истоков…» ( 5 -7 лет), интеграция разных модулей, модули "Ребенок входит в мир социальных отношений", "Развиваем ценностное отношение к труду", "Мир вокруг нас", "Художественная литература", "Развитие продуктивной деятельности и детского творчества", "Изобразительное искусство"( Приложение № 1);
- Парциальная образовательная программа (авторская) « Мой безопасный мир….» , базовый модуль "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме и природе",интеграция - модули "Ребенок входит в мир социальных отношений", "Мир вокруг нас", "Художественная литература", "Развитие продуктивной деятельности и детского творчества"( Приложение № 2);
- Парциальная образовательная программа (авторская) «Программа физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста «Здравушка», базовые модули "Здоровье и гигиена", "Физическое развитие" ( Приложение № 3);
- Авторские методика и технологии: Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду», М. В. Рыбак "Занятия в бассейне с дошкольниками" (для старшего дошкольного возраста) и др., базовые модули "Здоровье и гигиена", "Физическое развитие"
Программа ( согласно п. 2.5. ФГОС ДО) реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждение на государственном (русском) языке Российской Федерации (согласно п. 1.9. ФГОС ДО).
Цель Программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
При реализации Программы педагоги нацелены на:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель Программы реализуется через решение задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их эмоционального благополучия детей; формирование ценностей здорового образа жизни и основ безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
Обеспечение равных возможностей (независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей , в том числе ограниченных возможностей здоровья) и создание благоприятных условий для полноценного обогащенного развития у каждого ребенка в период дошкольного детства социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств в адекватных их возрасту детских видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, его активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности, ответственности, желания включаться в творческую деятельность.
Воспитание общей культуры личности детей через объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивного и созидательного духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, детскому саду, родному городу и его жителям, краю, стране, к природе родного края, к культурно - историческому наследию своего народа через взаимодействие с семьями воспитанников и формирование социокультурной среды.
Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности и обеспечение его успешного перехода на следующую ступень образования , в т.ч. и через преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, активное включение семей воспитанников в образование и воспитание детей.
Программа – это механизм реализации ФГОС ДО , поэтому в первую очередь должна реализовать его принципы:
поддержка разнообразия детства; сохранение самоценности и уникальности детства как важного этапа в общем развитии человека , самоценность детства , понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей, учёт условий места и времени, в которых родился и живёт ребёнок, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, региона, города, основных ценностных ориентаций народа, этноса;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка;
реализация Программы в формах и видах детской деятельности, специфических для детей данной возрастной группы (общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), в форме творческой активности;
сетевого взаимодействия при реализации Программы;
интеграция отдельных образовательных областей, т. е. деление программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком только по отдельности, в форме изолированных форм образовательной деятельности, а может быть одновременно представлено в каждой из них.
В основе организации педагогической работы по Программе, направленной на физическое развитие воспитанников, лежат в силу специфики данной образовательной области дополнительные принципы:
- Принцип осознанности и активности (П.Ф. Лесгафт) - воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм, поддержка высокой степени самостоятельности, инициативности и творчества ребенка.
- Принцип эмоциональной включенности – дети значительно интереснее делают физические упражнения под музыку и при сопровождении их стихотворным текстом, благодаря ярким образам, которые предложил педагог при выполнении этих упражнений, а так же при эмоциональной включенности самого педагога.
- Принцип единства физической и психической составляющей здоровья детей, а значит необходимость проведения не столько упражнений, укрепляющих тело, сколько упражнений и игр , укрепляющих психику ребенка.
- Принцип учета исходных показателей здоровья детей и мониторинга его изменения – этот показатель поможет не только сделать правильные акценты при использовании здоровьесберегающих технологий, но и проследить динамику здоровья детей.
- Принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха в разных формах двигательной активности.
- Принцип повторения – формирование двигательных навыков и динамических стереотипов на основе многократного повторения упражнений, движений.
В статье 44 « Закона об образовании РФ» и ст. 63 «Семейного кодекса» говорится о том, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Задача дошкольного образовательного учреждения – помочь родителям стать первыми педагогами своего ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО Программа ставит перед педагогическим коллективом следующие задачи по работе с семьями воспитанников:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда, фото- и видео материалы и др.)
- Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
- Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
- Организационно - деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).
- Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)
Таким образом, задачи взаимодействия педагога с семьями младших дошкольников:
- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников средней группы:
- Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
- Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
- Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
- Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
- Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
- Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
- Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах , стремление к самостоятельности.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников старшей группы:
- Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников - развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
- Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения -дома на улице, в лесу, у водоема.
- Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
- Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье.
- Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
- Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.
- Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников подготовительной группы:
- Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях
- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
- Помочь родителям создать условия для развитию организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей с со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно п. 28 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа (далее – Программа) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа разработана согласно ст. 12 п. 6 ФЗ «Об образовании в РФ» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384 , с учетом:
Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под ред. Л. Б. Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010 г.
Программы дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью « Диагностика - развитие - коррекция»/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012 г.
Программа предназначена для дошкольного образования и коррекции воспитанников групп компенсирующей направленности с задержкой психического развития, легкой и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, сложными дефектами в развитии, содействует в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО получению качественного дошкольного образования без дискриминации детьми с ОВЗ.
Программа (согласно п. 2.3. ФГОС ДО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ОВЗ дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а так же организационно – педагогические условия (согласно ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Программа ( согласно п. 2.4. ФГОС ДО) направлена на:
создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, в т.ч. профессиональной коррекции недостатков развития;
на создание доступной развивающей предметно – пространственной и образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста , а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, в него входит:
- описание образовательной деятельности ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды, особенности кадровых и финансовых условий реализации Программы.
Обязательная часть Программы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие (согласно п. 2.6. ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы (согласно п. 2.9. ФГОС ДО).
Объём обязательной части Программы не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (согласно п. 2.10. ФГОС ДО).
В Программу включены следующие парциальные образовательные программы и авторские методики для наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений:
- Парциальная образовательная программа (авторская) « У истоков…» ( 5 -7 лет), модули "Ребенок входит в мир социальных отношений", "Развиваем ценностное отношение к труду", "Мир вокруг нас", "Художественная литература", "Развитие продуктивной деятельности и детского творчества", "Изобразительное искусство" ( Приложение № 1);
- Парциальная образовательная программа (авторская) «Программа физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста «Здравушка», базовые модули "Здоровье и гигиена", "Физическое развитие" ( Приложение № 2);
- Авторские методика и технологии: Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду», М. В. Рыбак "Занятия в бассейне с дошкольниками" (для старшего дошкольного возраста) и др., базовые модули "Здоровье и гигиена", "Физическое развитие"
Все эти парциальные образовательные программы и авторские методики используются в рамках общей работы дошкольной образовательной организации, но с правом из частичного использования и адаптации (выбора доступного содержания работы для детей с ОВЗ и в целях недопустимости перегрузки образовательного процесса).
Для осуществления индивидуального подхода к коррекции недостатков в физическом и психическом развитие детей специалистами подбираются в рамках части Программы, формируемой участниками образовательных отношений парциальные и авторские Программы, методики и технологии, исходя из особенностей в развитие каждого ребенка с ОВЗ, которые так же имеют свои цели, принципы, содержание и т.д., которое не может быть заранее прописано в данной Программе.
Программа ( согласно п. 2.5. ФГОС ДО) реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждение на государственном (русском) языке Российской Федерации (согласно п. 1.9. ФГОС ДО).
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития для детей ОВЗ, обеспечивающей их позитивную социализацию, воспитание, образование и поддержку индивидуальности через общение, игру, двигательную деятельность и другие формы детской активности в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями, профессиональную коррекцию нарушений развития. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка с ОВЗ к миру.
Цель Программы реализуется через решение задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ ; обеспечение их эмоционального благополучия детей; формирование ценностей здорового образа жизни и основ безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
Обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей) и создание благоприятных условий для полноценного обогащенного развития у каждого ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств в адекватных их возрасту детских видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, совершенствование системы квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, интеграция детей с ОВЗ в единое образовательное пространство.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, его активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности, ответственности, желания включаться в творческую деятельность.
Воспитание общей культуры личности детей с ОВЗ через объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивного и созидательного духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, детскому саду, родному городу и его жителям, краю, стране, к природе родного края, к культурно - историческому наследию своего народа через взаимодействие с семьями воспитанников и формирование социокультурной среды, обеспечение равноправного включения личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные, доступные и необходимые сферы жизни социума.
Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности и обеспечение его успешного перехода на следующую ступень образования , в т.ч. и через преемственность адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ, активное включение семей воспитанников в образование и воспитание детей.
Программа – это механизм реализации ФГОС ДО , поэтому в первую очередь должна реализовать его принципы:
поддержка разнообразия детства; сохранение самоценности и уникальности детства как важного этапа в общем развитии человека , самоценность детства , понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей, учёт условий места и времени, в которых родился и живёт ребёнок, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, региона, города, основных ценностных ориентаций народа, этноса;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка;
реализация Программы в формах и видах детской деятельности, специфических для детей данной возрастной группы (общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), в форме творческой активности;
сетевого взаимодействия при реализации Программы;
интеграция отдельных образовательных областей, т. е. деление программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком только по отдельности, в форме изолированных форм образовательной деятельности, а может быть одновременно представлено в каждой из них.
Успешность коррекционно - развивающей деятельности в работе с детьми ОВЗ со сложным дефектом в развитии обеспечивается реализацией следующих принципов:
№ |
Принцип |
Его сущность |
1 |
Единство диагностики и коррекции. |
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого - педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно - развивающей программы, ее постоянную корректировку. |
2 |
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих, коррекционно – развивающих задач. |
Принцип единства воспитательных, коррекционно - развивающих и обучающих целей и задач дошкольного образования детей с ОВЗ , в процессе реализации которых у детей формируются такие знания, опыт деятельности и система отношений, которые обеспечивают их максимально возможную социальную адаптацию и интеграцию в общество. |
3 |
Комплексно-тематического принцип планирования коррекционно –развивающей работ. |
Комплексно-тематического принципа построения содержания образовательного процесса позволяет не только обеспечить реализацию всех задач работы по Программе, но и значительно расширить кругозор детей, сформировать их пассивный и активный словарь по конкретной лексической теме недели. Ребенок, работая с разными специалистами сосредоточен на одной лексической теме, что очень важно для ребенка с ОВЗ , получает возможность не только расширения своих знаний, умений и навыков, но и их многократного закрепления речевых конструкций в активной речи, уточнения знаний по теме. |
4. |
Концентрический принцип изучения материала . |
В коррекционно - развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала. Программа так же опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта, где на первый план выступают первичные, затем вторичные нарушения (по Л.С. Выготскому). Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности, объединив усилия педагогов разного профиля -логопеда, дефектолога, педагога – психолога , воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. |
5 |
Приоритетность коррекции каузального типа. |
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную. |
6 |
Развитие динамичности восприятия. |
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей. |
7 |
Продуктивность обработки информации. |
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить ребенку полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия. |
8 |
Развитие и коррекция высших психических функций. |
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. |
9 |
Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. |
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении. |
Особенности реализации общепедагогических принципов при реализации Программы:
Поэтапное предъявление заданий. Особенностью детей с ОВЗ является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Смена видов деятельности. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ приводит к быстрой потери интереса к предлагаемой деятельности, следовательно, необходимо чередовать виды детской деятельности в процессе совместного творчества.
Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы. Изучаемый материал необходимо подкреплять наглядностью, так в дошкольном возрасте у детей с ОВЗ преобладает наглядно-действенное, наглядно – образное мышление.
Контроль каждого этапа работы. У детей с ОВЗ нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместного творчества, последовательно руководить детской деятельностью.
Совместное действие с ребенком в начале обучения. На первых этапах обучения ребенку часто тяжело бывает выполнять задания педагога опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо совместно с ребенком проделывать предлагаемую работу.
Доступность изложения материала ребенку. Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребенка. Надо учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.
Система и последовательность предлагаемого материала. При работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии необходимо учитывать их скудный запас знаний и представлений по всем разделам программы, следовательно начинать формировать знания детей необходимо от простого к сложному, от ближайшего окружения ребенка.
Использование многократного возврата к теме. Повторяемость материала необходимый компонент успешного развития детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Повторение одного и того понятия должно происходить в разных видах детской деятельности (художественное творчество, чтение художественной литературы, проведение подвижных и дидактических игр, проведение бесед….)
Необходимость установления взаимного эмоционального контакта с ребенком. При общении с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии педагог должен быть эмоционален – это позволяет удержать внимание детей на предлагаемой деятельности и добиться от них эмоциональной отзывчивости.
Четкость, краткость инструкции. Педагогу работающему с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии необходимо уметь грамотно задавать вопросы – это является одним из важных условий стимулирования и поддержания активности детей. Вопрос должен быть четким, коротким, составлен таким образом, чтобы в структуре вопроса содержался ответ.
Использовать приемы, активизирующие память человека. Непременное условие развивающего обучения - научить мыслить причинно, то есть развитие причинно – следственных связей. Для облегчения запоминания предлагаемого материала, для стимуляции развития образного мышления, необходимо пользоваться различными символами, пиктограммами, мнемотаблицами или подключать двигательные функции, синхронизировать речь с движениями. Педагогу при организации совместной деятельности с детьми необходимо добиваться обратной связи, взаимоконтакта.
В статье 44 « Закона об образовании РФ» и ст. 63 «Семейного кодекса» говорится о том, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Задача дошкольного образовательного учреждения – помочь родителям стать первыми педагогами своего ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО Программа ставит перед педагогическим коллективом следующие задачи по работе с семьями воспитанников:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Информационные (например, устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда, фото- и видео материалы и др.)
- Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
- Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
- Организационно - деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).
- Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)